К.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, германист и специалист в области истории повседневности Т.Ю.Тимофеева рассказала на портале “ПостНаука” о разных сторонах восприятия Дня Победы в коллективной идентичности россиян.

Изначально День Победы с огромным количеством вернувшихся с войны, помнящих не только ее парадную сторону, не только именно победную сторону, а скорее помнящих о другом – о смерти товарищей, о жестокостях, грязи, боли, ужасах войны – не использовался властью в полной мере для создания коллективной парадно-праздничной идентичности. Только в 1965 году, когда прошло 20 лет после возвращения победителей в фактически разоренную страну, в страну, долго и трудно оправлявшуюся после войны, после немецко-фашистской оккупации, — только через 20 лет власть обратилась к парадно-официальной стороне победы, и это ощущение того, что советский солдат — освободитель и победитель, стало целенаправленно или подсознательно замещать все остальное. Советский солдат действительно освободил Европу от фашизма, советский солдат принес людям мир, и эта мысль, что советский солдат — победитель и освободитель, стала замещать понимание войны как катастрофы, понимание войны как ужаса, происходящего со всех сторон…

В Европе, эта дата постепенно сместилась в сторону понимания именно тяжелой стороны войны, именно этой катастрофичности войны как таковой. Поэтому память о жертвах войны со всех сторон сейчас в Европе превалирует над ощущением победы над национал-социализмом, победы над фашизмом. По мере движения советского режима в сторону все большего окостенения.. День Победы, к сожалению, становился скорее парадно-официальной частью общей идеологической концепции позднего советского режима, это культивирование парадно-официальной версии как трудного движения к победе, причем на любом уровне. Вспомним трогательные слова Булата Окуджавы: «И нам на всех нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!»

В 1990-е годы происходит перелом. Когда Советский Союз прекращает свое существование, начинается отрицание исторического прошлого. Страна кидается в другую крайность: отменяются все парады, отменяются все советские праздники, всплывает целый вал исторической правды, но в сторону негатива. Это тоже не совсем верно, поскольку в нашей истории, как и в истории любой страны, в сложные и переломные моменты были и позитивные, и негативные стороны, и долг историка состоит в комплексном подходе, во включении всех этих сторон…