К.и.н., доцент Кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ Д.Ю.Бовыкин рассказал на портале “ПостНаука”об «обновленном человеке» XVIII века и новых принципах искусства и науки, провозглашенных революционерами:
“Как известно, определений культуры миллион, и часть людей понимают под культурой едва ли не всю материальную жизнь, которая человека окружает. Если рассматривать культуру так, то, безусловно, революция изменила эту культуру кардинально. Начинается новая эпоха, в которую должен вступать и новый человек.
Если понимать культуру в более узком смысле, более привычном — наука и искусство, то эта культура не только разрыв, но и продолжение того, что было в XVIII веке… В годы революции были сделано очень много для того, чтобы сохранить те культурные ценности, которые были созданы при старом порядке. Создается Национальный архив в годы революции, Лувр становится музеем в годы революции, и по этой линии можно идти бесконечно долго…
Была, конечно, другая линия — почему я, собственно, сказал, что говорить о культуре в годы революции чрезвычайно сложно, — линия, нацеленная на максимально полный разрыв с прошлым. Это воспитательные проекты по созданию этого «человека обновленного»… 14 августа 1792 года принимается декрет, направленный на борьбу, как тогда говорили, с феодализмом, с воспоминаниями о феодализме, и по этому декрету должно было уничтожаться все, что напоминает о старой королевской власти…
Уже в конце революции, при Термидоре, при Директории, пытаются подойти к культурной политике более взвешенно, пытаются заложить основы на будущее, и, в частности, в это время основываются те учебные заведения, которые станут очень известными впоследствии: основывается Политехническая школа, основывается L’École normale, которая сегодня, наверное, самое престижное учебное заведение Франции, а тогда задумывалась как школа для подготовки будущих учителей…”
Полностью интервью, вы можете увидеть в видеозаписи, которую мы предлагаем вашему вниманию.