К.и.н., заместитель заведующего кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, доцент Т.А.Матасова выступила в Книжном клубе “Имена” со третьей лекцией “«Пустыня» среди лесов и болот: чудеса русских отшельников XIV-XVII веков“, которая состоялась в рамках научно-просветительского цикла “Чудеса русского Средневековья”.
В своем рассказе лектор старалась не только привести наиболее яркие и подчас неожиданные примеры чудесной помощи русских преподобных, подвигами которых созидалась Северная Фиваида, но и раскрыть значение для людей Средневековья самого факта фиксации многочисленных и нередко однотипных чудес. Главная проблема, вокруг которой строилось повествование, состояла в том, какую информацию о культуре – ее устремлениях и тенденциях – можно извлечь из повествований о чудесах средневековых праведников.
Вопрос о том, можно ли почерпнуть какие-то сведения о прошлом из агиографических текстов, написанных по довольно строгим шаблонам, переполненных топосами (переходящими сюжетами и устойчивыми мотивами), волновал исследователей с последней трети XIX в. В своем известном труде о житиях русских святых (1871) В.О.Ключевский выявил время, место и обстоятельства создания многих житий, однако пришел к выводу, что эти тексты несут не очень много конкретно-исторической информации.
В последние десятилетия этот “приговор”, вынесенный классиком памятникам агиографии, был пересмотрен. Опыт западных и отечественных медиевистов показал, что жития (в том числе входящие в их состав повествования о чудесах) содержат важные сведения о быте средневекового общества, а главное – обильный материал, позволяющий детально охарактеризовать главные культурные ориентиры людей тех времен, в том числе выявить особенности религиозности (в понимании Л.П.Карсавина), отличавшей ту эпоху.
Сами по себе сведения о том, где люди прошлого видели необходимость божественного участия – важное свидетельство для понимания особенностей их восприятия действительности. Где заканчивались их силы? Где надежда оставалась только на Бога и его угодников?
Для русской средневековой культуры была значима детальная фиксация чудес святых. Книжникам было важно отметить как можно больше свидетельств участия Бога в жизни людей. Присущее им провиденциальное мировосприятие подразумевало поиск проявлений божественного участия как в историческом бытии народов и государств, так и в судьбе каждого человека. Чудеса святых – это прямые свидетельства участия Бога в жизни людей, их встреча с Творцом. Для социума того времени подобные сведения воспринимались не только и не столько как события индивидуальной жизни, но и как факты «общественной значимости» – как проявление любви Всевышнего в целом к русскому миру.
С XIV в. начинается один из важнейших процессов в русской истории – монастырская и крестьянская колонизация Севера. Чудеса раскрывают главные черты этого процесса с необычайной полнотой. Издревле представление о Севере было мрачным. Казалось, что в северных лесах живут нечистые духи (и это представление нашло отражение не только в текстах чудес, но и в сопровождавших их средневековых миниатюрах), а дальше – за северными водами – будто находилась преисподняя…
Так, духовные чада новгородского архиепископа Василия Калики сообщали ему, что за Белым морем им слышался “плач и скрежет зубный…” В свете этих представлений представлялось особенно ценным, что подвижники, отважившиеся туда отправиться, шли на встречу с демонами, чтобы победить их. И этими подвигами смирения плоти, постом, молитвой монахи-первопроходцы решали важную для общества тех времен задачу – освящали своей праведностью эти северные леса и болота, делали возможной в духовном смысле колонизацию Севера крестьянами.
Главным содержанием многих чудес святых тех лет стало преодоление верой опасностей русской лесной, прибрежной, морской северной природы. В ходе лекции Т.А.Матасова на конкретных примерах рассуждает как о месте и значении этого понятия, так и о роли евангельских параллелей в построении рассказов о чудесах, о “райских ароматах” как свидетельствах присутствия Божьего, о проявлениях силы религиозной традиции вне русского мира, а также о других значимых для той эпохи сюжетах.
Обращаем внимание на то, что в предлагаемой видеозаписи пропущены первые 15 минут выступления.